В 1987 году молодой французский физик дал в парижской газете объявление о репетиторстве по математике и физике. На это объявление откликнулся англичанин, который намеревался выучить физику для поступления в престижный французский университет. Мало того, что англичанин всегда щедро оплачивал занятия, он еще и интересовался практически теми же вещами, что и француз.
И в дополнение он всегда предлагал что-то большее, чем было в жизни физика. Не в смысле денег, а то, что француз никогда бы не получил на своей работе – какие-то совместные рискованные мероприятия, от которых захватывало дух – прыжки с парашютом, гонки на машинах. Что-то такое, чего так не хватало прилежному и талантливому молодому человеку, посвятившему свою жизнь точным наукам.
Через какое-то время стало понятно, что некоторые ценности навсегда стали связаны с английским другом, чей интерес к физике продолжал возрастать. И он уже просил познакомить его за большие деньги с материалами, которые были в его ведении в Институте науки и ядерной физики. Это не было опасным, конечно, материалы было запрещено выносить для ознакомления других людей, но как оценивать получаемые при этом ощущения вседозволенности и свободы?
А через некоторое время француза перевели на работу в Управление по военным разработкам. Это особо секретное заведение готовило ядерные испытания на атолле Муруроа, а потом анализировало их результаты. Физик продолжил приносить копии документов уже из этого заведения. К тому времени англичанин открыл ему свои карты, оказавшись советским разведчиком, накрепко привязавшим к себе физика.
И тот копировал секретные документы о французских ядерных испытаниях на атоллах в южной части Тихого океана и передавал ксерокопии представителям русской резидентуры в Париже. Обычно он помещал бумаги в пластиковый пакет и оставлял его возле столба электропередачи. О своей «закладке» сигнализировал брошенной в ста метрах от столба апельсиновой кожурой. Если на том же месте спустя 30 минут появлялась пустая пачка от сигарет Dunhill, то физик знал: бумаги ушли по назначению. Когда российским контактерам требовалось срочно увидеть агента, они разбрасывали на мосту через Сену множество лепестков роз…
Как удалось сделать так, что абсолютно добровольно человек изменил свои ценности и убеждения и стал работать на, говоря языком того времени, врага?
Вербовка… Многие слышали это слово и связывают его со спецслужбами. «Создание вербовочной ситуации и собственно вербовка агента – это апофеоз всего дела. Считается искусством» говорится в книгах о разведке, и это наводит на мысль о том, что именно этому апофеозу научить-то и не могут. Просто потому, что многие действуют интуитивно. А что если описать паттерны вербовки языком НЛП? Так, чтобы и вы понимали, когда это начинают применять к вам? Сектанты, которые хотят заполучить вас в свои ряды, МЛМ-шики, строящие на этом свои сети да и торговцы наркотиками действуют по подобным схемам. Первый раз – бесплатно. Хороший торговец часто очень приятный в общении человек, который сам пробовал, но не употребляет, при этом готов обсудить глюки и ощущения того, кто попробовал, так же он готов выслушать, все пакости мира и предложить весьма приятный уход от реальности.
Чем в первую очередь вербовка отличается от других видов взаимодействия и почему ее нельзя осуществить методами гуманистического НЛП. Максимально ужасное, для чего используют методики обычного НЛП – это ПИКАП или как затащить женщину в кровать максимально Да, тут НЛП годится, ведь в конце концов и мальчики и девочки хотят одного и того же. И весь вопрос в быстрой договоренности с теми, кто и так согласен. Cамый качественный вариант пикапа, когда мальчик выведывает критерии идеального мужчины у девочки, а потом аккуратно и точно вписывается в них…
Когда же речь идет об измене своим нравственным принципам и ценностям – гуманистическй подход не срабатывает. Прежде чем изменить, структуру ценностей нужно расшатать. Конечно, в реальной жизни это делается не за один раз, но основные принципы мы готовы вам открыть.
В специальной литературе, говоря о вербовке упоминают то, что нужно играть на слабостях человека. Конечно, это самое простое – привлечь к сотрудничеству человека, который уже готов внутренне, которого не устраивает материальное положение, оценка его качеств.
Говоря языком НЛП, следует перейти к описанию системы ценностей человека. Ценности являются подкатегориями более общей категории, которая может называться «то, что важно». Разные люди ценят «свободу», «удовольствие», «деньги», «честность», «знаменитость», «новизну», «стабильность», «здоровье» и т.д. Обычно, вы цените опыт, который дает вам почувствовать себя хорошо, или это как-то выгодно для вас, а также негативно оценивать тот опыт, в котором вы себя чувствовали плохо, или который имел неприятные последствия. Как и все другие категории, у ценностей есть критерии, которые определяют, что именно включено в эту категорию. Многие важные жизненные принимаются нами на основе приоритетов в ваших ценностях, которые имеют иерархическую структуру. Для нас всегда есть что-то самое важное, то, чем нельзя поступиться и какие-то желательные, но необязательные условия. Так, если прежде всего меня интересует высокий доход, то я буду искать работу, отвечающую моему представлению о доходе и меня меньше будет интересовать рабочий коллектив. Если же для меня важнее всего саморазвитие, то уровень зарплаты может быть и низким – это же не важно!!
И в случае, если мы работаем с человеком, у которого одна из ценностей явно не удовлетворяется, необходимо дать ему возможность реализовать эту ценность через вас, при этом каждый раз ставя под сомнение возможность получения этого же прежним образом. Если для человека важен личностный рост, то имеет смысл показать ему перспективы его роста с вашей помощью и описать теущую ситауцию так, чтобы у него не осталось и тени сомнений, что на прежнем месте ему как личности развиваться не дадут. Очень важно, что в иерархии наших ценностей есть некоторые, содержащие сенсорный опыт, а есть намного более далекие от сенсорных определений. Деньги могут быть измерены, а вот самореализация – вряд ли. Конечно же на себя имеет смысл замкнуть малопроверяемые ценности и даже подкрепить их конкретным опытом.
С французским инженером-радиотехником мы познакомились на выставке, где он работал на стенде, представляя продукцию крупной фирмы, к которой давно искали подходы. Он с удовольствием рассказывал о своей работе и мы договорились о встрече после выставки. Встреча под благовидным предлогом была перенесена на нейтральную территорию – в кафе вместо офиса, для того, чтобы коллеги не задавали лишних вопросов. Он рассказал не только о предмете встречи – приборе, представленном на выставке, но и о семье, доме, и с нескрывемой грустью сообщил, что его научный потенциал не может быть реализован полностью – нет возможности публиковать свои изобретения в журнале, издаваемом фирмой – очень много препонов. А это не дает ему возможности самореализоваться в науке. И когда через пару недель ему позвонил его новый знакомый и предложил опубликовать статью в журнале другой страны, который посвящен подобной тематике, он с радостью согласился. В то время не было Интернета и понять, что журнал был выпущен в единственном экземпляре специально для него было нельзя… И, конечно же, дополнительной радостью были письма от читателей его статьи, которые не только задавали вопросы по существу, подготовленные нашими экспертами, но и спрашивали о продолжении публикаций. После второй публикации автору был предложен гонорар, который был ему передан из рук в руки. А потом выяснилось, что наиболее интересными с точки зрения журнала является тематика, которой инженер занимался на работе. Конечно, она составляла коммерческую тайну, но что не сделаешь ради достижения мечты… Самореализация для него потеряла связь с работой.
И в случае с физиком и в случае с инженером был использован еще один важный принцип – метод постепенного втягивания. Человек не готов к скачкообразному изменению своих ценностей за короткий промежуток, но может изменять их аналогово, небольшими подвижками, незаметно для самого себя.
Во время Корейской войны многие пленные американские солдаты оказались в лагерях для военнопленных (POW), созданных китайскими коммунистами. Китайцы обращались с пленными не так, как их союзники, северные корейцы, которые предпочитали использовать суровые наказания и жестокое обращение для того, чтобы достичь повиновения. Сознательно избегая видимости зверства, «красные» китайцы придерживались «политики терпения», которая на самом деле являлась изощренным психологическим насилием по отношению к пленным.
После войны американские психологи стали опрашивать возвращающихся пленных, чтобы определить, что же с ними случилось, отчасти из-за вызывающих тревогу успехов некоторых аспектов китайской программы. Например, китайцы сумели заставить американцев доносить друг на друга, что поразительно контрастировало с поведением американских военнопленных во время Второй мировой войны. По этой причине планы побегов быстро раскрывались и попытки к бегству почти всегда были безуспешными. Фактически почти всех американских военнопленных, побывавших в китайских лагерях, считают сотрудничавшими в той или иной форме с врагом.
Как показало исследование программы лагерей для военнопленных, китайцы широко использовали давление обязательств и стремление к последовательности с целью добиться покорности со стороны узников. Конечно, главной задачей китайцев было заставить американцев сотрудничать в какой бы то ни было форме. Этих заключенных натренировали не сообщать врагу ничего, кроме имени, звания и порядкового номера. Если исключить физическую расправу, как могли китайцы добыть у этих людей военную информацию, превратить их в союзников, заставить публично осуждать свою страну? Китайцы решили придерживаться мудрого правила: «Начинай с малого и строй постепенно».
Пленных часто просили делать антиамериканские и прокоммунистические заявления в настолько мягкой форме, что эти заявления казались не имеющими значения («Соединенные Штаты несовершенны», «В социалистических странах нет безработицы»). Однако, подчиняясь этим минимальным требованиям, пленные американские солдаты подталкивали самих себя к выполнению более существенных требований. Человека, который только что согласился с тем, что Соединенные Штаты не совершенны, можно спросить, почему, по его мнению, это так. После этого его можно попросить составить список «проблем американского общества» и подписаться под ним. Затем его можно попросить познакомить с этим списком других пленных. Позднее этому человеку можно предложить написать очерк на данную тему.Китайцы затем могли использовать имя и очерк такого солдата в антиамериканских радиопрограммах, которые транслировали не только на весь данный лагерь, но и на другие лагеря для военнопленных в Северной Корее, а также на захваченные американцами южнокорейские территории. Внезапно ни в чем не повинный солдат оказывался «коллаборационистом», оказывающим помощь врагу. Зная, что он написал злополучный очерк без особого принуждения, человек менял представление о самом себе, чтобы соответствовать ярлыку «коллаборационист», что часто выливалось в более тесное сотрудничество с врагом. Таким образом, как пишет доктор Шайн, «большинство солдат сотрудничало с противником в то или другое время, совершая поступки, которые казались самим солдатам тривиальными.
Если у человека нет явной неконгруэнтности в структуре ценностей, но что-то более высокое по иерархии еще не достигнуто, возникает конфликт ценностей между настоящим моментом, и чем-то, что мы ценим в будущем времени или месте.
Для нахождения ценности более высокого уровня можно задавать вопросы «Ради чего это?», «А что важнее?», «И что это дает?», «И все это вместе что значит для тебя?». Вопросы в общем то об одном и том же, но разными словами.. И ставите под сомнение связь между высокозначимым критерием и остальными, при этом подчеркивая его связь с вашим предложением.
Для микробиолога, занимавшегося созданием моноклональных антител, позволяющих создавать различные системы тестов, не было вопросов, связанных с деньгами – ему хорошо платили, он был известным в своей среде ученым и, судя по всему, самодостаточным человеком. Какое-то количество встреч, после знакомства на одной из конференций по микробиологии, были посвящены тому, чтобы лучше узнать его, что движет им в его деятельности. Здоровье людей – оказалось тем, ради чего он работает. Но ведь его фирма обеспечивает тестовые субстанции только для очень ограниченного круга лиц-военных в основном. А что, если это стало бы достоянием, если не всего человечества, то хотя бы большей его части? Вопрос, который заставил его понять собственное предназначение. Неужели дурацкие правила, которые придумали люди далекие от мысли об оздоровлении человечества, являются помехой. Нет, конечно. Просто нужно аккуратно нарушать их правила… Это, пожалуй, единственная возможность быть по настоящему счастливым – реализовать то, ради чего живешь… Работа с ним началась примерно через месяц…
Ну и, конечно, самым сложным является случай вербовки человека, у которого реализованы все его ценности. Что делаем в таком случае? Создаем субличность, которая будет стремиться к реализации теневой стороны личности. Той стороны, которая является антиподом имеющихся ценностей. У вас стабильная работа, позволяющая общаться с людьми? А неужели не хочется, как в молодости, задора и драйва? Или аскезы, для того, чтобы побыть с самим собой, а не растрачивать свое время на других? И субличность внедряется в сознание человека, и реализацию этой стороны жизни вы берете на себя. Это более длительная и кропотливая работа, но она стоит того…