В 1653 г. патриарх Никон (годы жизни 7 мая 1605 по 17 (27) августа 1681) начал реформу церковных обрядов России с целью приведениях их в соответствии с теми, которые практиковались в Греции и Константинополе — древнейших центрах православия. Это реформа вызвала т. н. «Раскол» в результате которого, от Православной церкви России откололась, немалая часть священства и паствы, назвавшая себя «старообрядцами». Эти люди, придерживались тех духовных традиций, которые сформировались на Руси за несколько сот лет, существования на ней православия. Царь Алексей Михайловича (годы жизни 19 марта 1629 — 8 февраля 1676), поддержал реформы Никона, потому что, так же, как и он, видел, какие преимущества, даст обновленный церковный обряд. Ведь из-за того, что в Русской Церкви сформировались обычаи, резко отличавшиеся от тех, которые были и в Греции и в Константинополе, она не могла претендовать на то, что бы, встать с ними в один ряд и на момент начала изменений, находилась на положении «младшей сестры». Что не соответствовало реальному, геополитическому положению дел, ведь в 17 веке старые и авторитетные центры восточного христианства (православия), находились под контроле мусульман и, не имели, практически, ни какой самостоятельности. А Россия в те годы, что называется набирала обороты, стремительно расширяя свои владения на запад присоединив к себе Малороссию и на восток, осваивая громадную Сибирь. У этого огромного колосса, появился шанс, стать центром Вселенского Православия (как Ватикан для католического мира) и для этого, требовалось произвести
корректировки некоторых церковных положений, которые, отгораживали Россию стеной, от остального православного мира. Для исправления церковных книг, Никон пригласил в Москву иностранных священников и выписал заграничные книги. Но новые богослужебные книги, вызвали, крайне отрицательную реакцию, как у священников так и у народа. Потребовалось применение силы, что бы, новые церковные стандарты, вытеснили старые.
Если сейчас спросить обычного человека, чем же именно, отличаются старообрядцы, он ответит «крестятся двумя пальцами». На самом же деле, претензий к реформам Никона было куда больше, дело в том, что книги которые выписал Никон для исправления старых русских обрядов, были выпущены в Венеции, в Германии и пр. центрах католического и лютеранского мира. Ведь Греция и Константинополь к этому времени, уже утратили независимость и потеряли большую часть, своего наследия (надо сказать, что мусульмане не особо церемонились с конкурентами, в том же Константинополе, бывшем центре православной Византийской империи, турки сравняли с землей или переделали в мечети абсолютно все христианские церкви, а остатки священников бежали в Италию, в ту самую Венецию из которой, в 17 веке, на Русь присылали церковные труды для Никона). А католики или протестанты, обращались с православным наследием довольно вольно, и такие книги, по определению, не могли считаться эталоном, для православного мира. Тогда как в России, со времен принятия православия, пользовались книгами написанными в Греции и в Константинополе, еще в ту эпоху, когда там, православие было господствующей религией. Таким образом, получалось что при реформе Никона, пользовались довольно сомнительными источниками информации, при этом отметая, многие русские церковные ритуалы, которые были унаследованы от древнегреческих и византийских церквей. Именно это и возмутило духовенство, которое увидело в реформах, отход от истинного православия.
Сериал «Раскол» конечно же, посвящен, не только конфликту внутри православной церкви, который безусловно является, центральной линий фильма. В нем так же, отражена история России 17 века — времени, когда Россия начала играть немалую роль в политической жизни Европы. Дана обширная зарисовка социальной и культурной жизни, тех лет: лента охватывает множество судеб и человеческих жизней, что позволяет составить представление о том, как жили и чем дышали, люди в средневековой России. Трудно судить о том, на сколько точно, передана та эпоха, но режиссеру отлично удалось, передать атмосферу прошлого. Актерская игра выше всяких похвал, персонажи получились очень яркими, причем не только центральные фигуры сериала: Никон, Аввакум, царь Алексей Михайлович, но и второстепенные.
Режиссёр: Николай Досталь
В ролях: Александр Коротков (II), Юлия Мельникова, Дмитрий Тихонов, Юлия Назаренко, Валерий Гришко, Дарья Екамасова, Александр Баширов, Роман Мадянов, Ольга Аксёнова-Кавалай, Михаил Асанкин, Александр Соколовский, Александр Коршунов, Валерия Буданкова, Всеволод Иванов (II), Георгий Караяннидис, Артем Кобзев, Владимир Устюгов, Вадим Мадянов, Виктор Маркин (II), Павел Меленчук, Владимир Мельников, Алексей Морозов (II), Тагир Рахимов, Игорь Яцко, Игорь Григорьев (II), Владислав Ветров, Елена Новикова (II), Наталья Омельченко, Александра Черкасова, Тамара Самсонова, Александр Обласов, Никита Заболотный, Евгения Казарина, Виталий Кищенко, Владимир Яворский, Илья Козин, Иван Соловьев (II), Ярослав Иванов, Эдуард Марцевич, Ульяна Похлебаева, Виталий Жигалин, Владимир Шульга, Сергей Мамаев, Юрий Ашихмин, Александр Трофимов, Валерий Скорокосов, Олег Любимов, Александр Сирин, Иван Верховых, Павел Любимцев, Феликс Антипов, Владимир Тягичев, Сергей Кудимов, Вячеслав Соловиченко, Андрей Щукин, Сергей Пинегин, Вячеслав Глушков, Анатолий Тумбин, Юрий Лагута, Михаил Крылов, Марина Петренко, Георгий Назаренко, Николай Шатохин, Павел Буйнаков, Янис Политов, Сергей Потапов (II), Тимофей Трибунцев, Вячеслав Шихалеев, Екатерина Беляева, Георгий Вавилов
Сериал на столько многоплановый, что в нем можно найти, огромное количество тем, для размышления. Режиссер Досталь взялся за огромный труд — показать зрителю, достаточно малоизвестный но крайне важный, исторический отрезок, во время которого духовная жизнь России претерпела глобальные изменения и у него это блестяще получилось. Зритель увидел, что на самом деле, реформы Никона были не так однозначны, как это часто подается, но при этом, Досталь не навязывает какую-то одну точку зрения, а показывает, происходящие изменения, с позиций разных сторон. А на чьей стороне была правда и была ли она вообще, это уже решать зрителям.
Комментарии, отзывы, впечатления на фильм: https://www.yudik.org/forum/index.php?topic=1806.msg4356#msg4356
1 серия
Царь Алексей Михайлович только что схоронил родителей – Михаила Фёдоровича и Евдокию. Алексей уверен, что трон ему дан не просто так, и его задача – построить царство, где каждый будет жить по совести. Царь впервые встречается с митрополитом Никоном, который рассказывает Алексею, как по-настоящему живёт Россия…
2 серия
Царь возмущается, что церковные службы до сих пор ведутся “на старый лад”. Он называет службы вертепом и хочет позвать новых попов, которые будут достойно вести церковь. Боярин Борис Морозов, воспитатель царя с его детства, намерен женить Алексея…
3 серия
Царь Алексей женится на Марии Милославской. Тем временем в его окружении начинают шептаться, что “новые люди” постепенно вытесняют старое боярство. В народе начинаются волнения, которые перетекают в “соляной бунт”. Борис Морозов приказывает поджечь Москву, дабы угомонить мятежников…
4 серия
Патриарх Иерусалимский благословляет Никона, который замыслил в России воздвигнуть “третий Рим”, однако вместе с этим выражает недовольство, что русское православие отличается от православия “более старого”. Священник Аввакум, выступающий против отступления от старых церковных правил, подвергается избиениям за свои взгляды.
5-я серия.
По приказу царя Никон едет на Соловки, чтобы там забрать мощи святого митрополита Филиппа. Вскоре приходит известие о кончине прежнего патриарха – Иосифа. Все ожидают, что новым патриархом станет Никон, но он отказывается…
6-я серия.
Первые шаги Никона в патриаршем сане. Многие открыто выражают недовольство переменами в церкви – креститься теперь надо не двумя, а тремя пальцами. Протопоп Аввакум впервые осмеливается выступить против новых правил…
7-я серия.
Аввакум пишет царю челобитную о деяниях Никона. Протопоп считает, что патриарх ведёт себя неправильно. Аввакума заковывают в цепи, и лишь чудом он спасается от более сурового наказания – его ссылают в далёкий Тобольск…
8-я серия.
Царь Алексей идёт войной на Польшу для возвращения исконно русских земель. А разногласия между Никоном и его противниками всё усиливаются…
9-я серия.
Аввакум застаёт парочку простых мирян за блудом прямо в церкви. Совратитель наказывается плетьми, и, ведомый жаждой мести, жалуется на Аввакума, что он, якобы, называет патриарха Никона антихристом, а царя – пособником антихриста. Тем временем сам Никон предлагает Алексею воевать со Швецией…
10-я серия.
Россия ведёт войну со Швецией, но не очень успешно. Царь Алексей пытается понять, почему русские воины терпят поражение и как исправить положение. Протопоп Аввакум скитается по сибирским глухим лесам, где претерпевает множество лишений и несчастий…
11-я серия.
Поляки требуют от царя Алексея покрытия их убытков из-за войны. Сам Алексей гневается на Никона, утверждая, что “раньше у нас было две головы и одно желание, а сейчас у нас два желания”. Видя царский гнев, Никон слагает с себя сан патриарха…
12-я серия.
Никон запирается в Новом Иерусалиме, при этом, не желая никому уступать своих патриарших прав. Царь задумывает созвать собор с участием восточных патриархов, чтобы окончательно низвергнуть Никона, который мешает главной идее Алексея – созданию вселенского православного царства во главе с Москвой.
17-я серия.
В Москве проходит свадьба царя с Натальей Нарышкиной. За неповиновение Алексей хочет погубить своевольную боярыню Морозову, которая не принимает нового церковного уклада. А по всей стране лютуют царские прислужники, под угрозой повешения заставляющие креститься тремя пальцами тех, кто привык это делать двумя.
18-я серия.
Царь озабочен вопросом престолонаследия – не все его дети здоровы, хотя новая царица готовиться родить наследника. Боярыня Морозова находится при смерти – её пытают голодом…
19-я серия.
Царь Алексей Михайлович умирает, но перед смертью он назначает наследника – сына Фёдора. Перед своей кончиной Алексей просит прощения у Никона, но тот не желает прощать царя. Протопоп Аввакум надеется, что новый царь, Фёдор III, повернётся к прежней вере…
20-я серия.
Никона высылают под ещё более строгое заточение. Раскольники устраивают бунт в церкви – врываются туда во время службы с криками “Будь проклят, царь-отступник!” Аввакума вместе с его товарищами сжигают.