Каждый раз, когда умный, позитивный и творческий человек меня спрашивает:
“- Почему ты не получаешь лицензию, не организуешь легальный кабинет психотерапии, или собственный медицинский Центр ?”, я вспоминаю свой первый опыт лицензирования частнопрактикующего врача в 2000 году, а так же печальный опыт многих своих коллег и историю пару десятков мне известных негосударственных медцентров…
В результате изменений в правила лицензирования, которые вступают в силу с 1 марта 2016 года, в частных медицинских организациях Беларуси смогут работать врачи и медсестры только первой и высшей категории.
Такие изменения предусмотрены Указом №475, которым вносятся множественные изменения в правила лицензирования.
Документ подписанный Александром Лукашенко, довольно обширный. Анализировать его весь не имеет большого смысла, так как большинство нововведений носят технический характер либо касаются некой узкой специализации, то есть будут интересны только узким специалистам. Исключение составляет разве что медицинская деятельность, где одновременного произошло и упрощение, и ужесточение лицензирования.
С 1 марта 2016 года освобождаются от необходимости получения лицензии на медицинскую деятельность государственные организации здравоохранения и Белорусское Общество Красного Креста. Указ прописывает, что осуществление их деятельности допускается при условии соответствия указанных организаций иным специальным требованиям, определяемым законодательством. Государственным поликлиникам и больницам никто, и ни при каких обстоятельствах не будет запрещать осуществлять медицинскую деятельность. Также, как до сих пор было понятно, что эти государственные учреждения здравоохранения в любом случае без лицензий не остались бы. Произошло аннулирование административной процедуры по получению государственными учреждениями лицензий, которая, по сути, и так носила формальный характер.
То, что в Беларуси государственные и частные организации по закону равны, но в реальности государственные имеют преимущества, подтвердило и следующее новшество, которое вводится с 1 марта будущего года. Для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности частной организации здравоохранения необходимо будет иметь в штате медицинских работников только первой или высшей квалификационной категории. Указанное требование касается как врачей (медицинских работников, имеющих высшее медицинское образование), так и медсестер (медицинских работников, имеющих среднее специальное медицинское образование).Раньше для получения лицензии требовалось наличие в штате только одного врача первой или высшей категории на каждую заявленную медицинскую услугу. Также для каждой заявленной медицинской услуги требовалось наличие в штате хотя бы одной медсестры любой квалификационной категории. Как видно, ужесточение лицензионных требований для осуществления медицинской деятельности частными организациями, довольно существенное. Особенно в сравнении с государственными учреждениями, которых вообще освободили от лицензирования.
Государство не только ужесточает лицензионные требования для работников частных медицинских организаций, но также ставит на особый и очень жесткий контроль всю кадровую политику частников.
С 1 марта 2016 года при увольнении из частной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, руководителя, заместителя или любого медицинского работника, которые были заявлены при получении лицензии, частник обязан будет в течение месяца обеспечить прием на освободившееся место нового работника, отвечающего лицензионным требованиям (за исключением случаев внесения изменений в штатное расписание). При этом о выполнении указанной выше обязанности необходимо будет в месячный срок отчитаться перед Минздравом.
Такая же обязанность (сообщить в месячный срок в Министерство здравоохранения – А.Б.) возникает у частной организации и при приеме на работу нового медицинского работника, не заявленного при получении лицензии, а также при любом изменении штатного расписания.
При этом с 1 марта 2016 года даже однократное невыполнение любой из указанных выше обязанностей будет считаться грубым нарушением лицензионных требований, что влечет принятие Минздравом решения о прекращении действия лицензии.
Государство намерено взять под жесткий контроль внешних совместителей, подрабатывающих в частных медицинских центрах. Указ устанавливает, что, если для руководителей либо кого-то из указанных выше медицинских работников частной организации здравоохранения, эта работа не является основной, то с 1 марта 2016 года в Минздрав необходимо будет предоставлять «справку о месте работы, службы и занимаемой должности с основного места работы с обязательным указанием в ней продолжительности и режима рабочего времени».
Наверное, ни для кого не секрет, что для многих медицинских работников частных организаций здравоохранения, указанная работа не является основной. И в настоящее время, большинство из таких работников предпочитают не распространяться своему основному нанимателю о «подработке». Тем более, что трудовое законодательство также не обязывает работника сообщать нанимателю по основному месту работы о внешнем совместительстве. С весны 20016 года для медицинских работников частных организаций здравоохранения из этого правила будет сделано исключение.
Возможно, Минздрав при проверке соискателя лицензии на предмет соответствия лицензионным требованиям, будет изучать режим рабочего времени каждого медицинского работника-совместителя, чтобы выяснить сможет ли он качественно оказывать медицинскую помощь в частном медицинском центре, если до этого, например, должен сутки отдежурить по основному месту работы в городской больнице.
А возможно, указанные сведения будут использоваться для оказания давления на руководителей государственных учреждений здравоохранения, чьи работники подрабатывают «на стороне». Время покажет.
Анализируя указанные выше изменения, не покидает стойкое впечатление, что подобное довольно внушительное ужесточение деятельности частных медицинских учреждений связано с громким делом «Экомедсервиса». Напомним, что в марте 2013 года в медицинском центре “Экомедсервис” была проведена пластическая операция коррекции формы носа года 23-летней Юлии Кубаревой. После операции девушка попала в реанимацию 4-й клинической больницы Минска с отеком головного мозга и спустя 4 недели умерла, не выходя из комы.
В связи с трагическим случаем с пациенткой медицинского центра “Экомедсервис” 3 мая Лукашенко поручил освободить от занимаемых должностей всех виновных медработников и административный персонал центра, а также применить к ним меры пресечения в соответствии с законодательством.
По факту смерти пациентки было возбуждено уголовное дело, по результатам расследования которого перед судом предстали три сотрудника «Экомедсервиса». Суд приговорил врача анестезиолог-реаниматолог к четырем годам с лишения свободы, главного инженер медцентра – к трем годам лишения свободы, а гендиректор «Экомедсервиса» – к двум годам ограничения свободы.
Также в связи со смертью Юлии Кубатовой во второй половине 2013 года Министерство здравоохранения Беларуси провело массовые проверки частных медицинских учреждений. После этих проверок Минздрав и анонсировал ужесточение лицензионных требований к медучреждениям, в том числе и требования по категориям персонала.