26 июля – день рождения Карла Густава Юнга – человека, совершившего, быть может, самую грандиозную революцию в психологии – настолько тотальную и радикальную, что, быть может, не одному еще поколению нашего брата-психолога нужно будет «догонять» его Мысль и его Дело.
Из всех великих психологов, психиатров, философов, врачей, Юнг лично мне наиболее близок, т.к. его концепцию АРХЕТИПОВ, как вполне локализуемых энергетических кодировок сознания удаётся использовать в терапевтической практике….
д-р Юдик
Перефразируя одну из притч Борхеса, можно было бы сказать: «если бы Юнг не сделал ничего больше, кроме разработки этого своего метода «активного воображения», он и тогда был бы величайшим инициальным терапевтом».
((…)) любой метод, процедура или теория, в которые серьезно поверили, которые добросовестно применяли и которые сопровождаются сочувственным пониманием, могут иметь поразительный терапевтический эффект. Терапевтическая эффективность ни в коей мере не является
прерогативой какой-либо конкретной системы: роль играет характер и установка врача. По этой причине я говорю своим ученикам: вы должны знать как можно больше о психологии невротиков и о себе. Если знания глубоки, то существует вероятность, что вы поверите в них, и тогда вы можете с достаточным основанием, серьезно и ответственно применять эти знания. Если эти знания глубоки в “вашем” понимании, то у вас всегда будет оставаться вполне обоснованное предположение, что кто-то обладает более глубокими познаниями; тогда, сочувствуя своему пациенту, вы позаботитесь о том, чтобы не нанести ему вреда, не ввести в заблуждение. Поэтому вы обязательно будете спрашивать его, согласен ли он с вами или расходится во мнениях. В последнем случае, то есть когда он не согласен с вами, вы оказываетесь в затруднительном положении, и если оставить это без внимания, то и врач, и пациент будут обмануты. Теория в первую очередь важна для науки. На практике же число примененных теорий может быть равно количеству пациентов. Если вы честны, то вы будете читать свою проповедь, даже не зная ее. Если вы правы, то все будет достаточно хорошо. Если вы не правы, то будет неправильной даже наилучшая теория. Нет ничего хуже, чем правильные средства в руках неумелого человека. Никогда не забывайте, что анализ пациента анализирует и вас, ибо вы в той же степени находитесь в нем, как и ваш пациент. Боюсь, что психотерапия является весьма ответственным делом и далека от обезличенного применения удобного медицинского метода. Было время, когда хирурги даже не помышляли о том, чтобы мыть руки перед операцией, а в наше время врачи полагают, что применение психотерапевтических методов не касается их лично.((..))
Карл Густав Юнг (1953)
«Порой я ощущаю, будто вбираю в себя пространство и окружающие меня предметы. Я живу в каждом дереве, в плеске волн, в облаках, в животных, которые приходят и уходят, – в каждом существе. В Башне нет ничего, что бы не менялось в течение десятилетий и с чем бы я не чувствовал связи. Здесь все имеет свою историю – и это моя история. Здесь проходит та грань, за которой открывается безграничное царство бессознательного.
(( … )) В 1950 году я решил запечатлеть в каком-нибудь памятнике из камня все, что значила для меня Башня…
Первое, что я тогда вспомнил, – это одно латинское стихотворение. Его автор – алхимик Арнальдо де Вилланова (ум. в 1313). Я высек его на камне. В переводе оно звучит так:
Вот лежит камень, он невзрачен,
Цена его до смешного мала.
Но мудрый ценит то,
Чем пренебрегают глупцы.
Вскоре ко мне пришла одна идея. На поверхности камня я обнаружил созданный природой маленький круг, своего рода глаз, смотрящий на меня. Я прорезал его на камне и в центр поместил маленького человечка. Это был «мальчик» – «мальчик в глазах», кабир или Телесфор Асклепия. В античности его изображали в плаще с капюшоном и с фонарем в руке: он был тем, кто указывает путь. Я набросал в его честь несколько строк, придуманных мной, во время работы. В переводе эта греческая надпись звучит так:
«Время – ребенок, играет ребенку подобно, играет подобно актерам; время – царство детей. Се Телесфор, что странствует во тьме вселенской и вспыхивает звездой из глубин. Ему ведом путь через врата Гелиосовы, через пределы, где обитают боги сна».
Приведенные слова рождались одно за другим, пока я работал с камнем.
Той стороной, что была обращена к озеру, камень «говорил» на латыни. Все стихи для этой надписи я взял у алхимиков. Вот ее перевод:
Одинок я в сиротстве своем, но найти меня можно всюду.
Я един, но сам себе противопоставлен.
Я и старец, и отрок.
Не знаю я ни отца, ни матери.
Ибо извлекли меня подобно рыбе из глубин,
Или же пал я на землю, будто камень небесный.
По горам и лесам странствую я, но скрыт я во человеках.
Для каждого я смертен, но не подвластен времени переменам.
Камень находится вне Башни и некоторым образом объясняет ее. В определенном смысле он служит выражением обитателя Башни, но на языке не всем доступном. Знаете, что мне хотелось высечь на обратной стороне камня? – «Le cri de Merlin!» (Он кричит о Мерлине. – фр.).Потому что смысл, заключающийся в камне, напоминает мне о Мерлине в лесу, уже после того, как он удалился от мира. По преданию, люди иногда еще слышат его крики, но не могут их ни понять, ни объяснить»
К.Г. Юнг “Воспоминания, сновидения, размышления”
Юнговская «аналитическая психология» вырастает даже не из того его огромного и уникального профессионального терапевтического опыта (80 000 сновидений!), но – прежде всего – из его собственного опыта прохождения через свои критические ситуации и, именно это – прохождение и извлечение опыта – прежде всего его аналитическую психологию обеспечивают.
«Мне бы Ваши проблемы!» – сколько раз, по собственному признанию Юнга, говорил он себе, отправляясь к очередному, «самому тяжелому» своему пациенту. Себя бы «вытащить» и спасти, самому бы уцелеть и ноги живому унести»!
Вот откуда растет и вот на что ориентирована прежде всего его психология.
А юнговский путь, воистину – путь спасения, прежде всего – своего собственного спасения.
Читайте, поэтому, читайте и еще раз читайте его автобиографию – эту «добрую весть» от Юнга.
Если хотите продвигаться в собственном самопознании.
Рене
Удивительно, но в этот день так же родился Вильгельм Вирт, известный немецкий психолог, (26.07.1876 – 13.07.1952) – ассистент и сотрудник лаборатории Вундта, один из основателей (1902) Немецкого общества экспериментальной психологии (позже – немецкого психологического общества), с 1902 по 1945 – издатель “Архива по общей психологии”. А еще с 13 лет и всю жизнь- писатель-фантаст (вместе со своим братом Генрихом).